5.3. СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ И МАСЛЯНЫЕ ШУНТИРУЮЩИЕ РЕАКТОРЫ
5.3.1. При эксплуатации трансформаторов (автотрансформаторов) и шунтирующих масляных реакторов должны выполняться условия их надежной работы. Нагрузки, уровень напряжения, температура отдельных элементов трансформаторов (реакторов), характеристики масла и параметры изоляции должны находиться в пределах установ ленных норм; устройства охлаждения, регулирования напряжения, другие элементы должны содержаться в исправном состоянии.
5.3.2. Необходимо контролировать правильность установки транс форматоров (реакторов), оборудованных устройствами газовой защиты. Крышка должна иметь подъем по направлению к газовому реле не ме нее 1 %, а маслопровод к расширителю — не менее 2 %. Полость вы хлопной трубы должна быть соединена с полостью расширителя. При необходимости мембрана (диафрагма) на выхлопной трубе должна быть заменена аналогичной, поставленной заводом-изготовителем.
5.3.3. Стационарные средства пожаротушения, маслоприемники, маслоотводы и маслосборники должны быть в исправном состоянии.
5.3.4. На баках трансформаторов и реакторов наружной установ ки должны быть указаны станционные (подстанционные) номера. Та кие же номера должны быть на дверях и внутри трансформаторных пунктов и камер.
На баки однофазных трансформаторов и реакторов должна быть нанесена расцветка фазы. Трансформаторы и реакторы наружной уста новки должны быть окрашены в светлые тона краской, стойкой к ат мосферным воздействиям и воздействию масла.
5.3.5. Питание электродвигателей устройств охлаждения транс форматоров (реакторов) должно быть осуществлено, как правило, от двух источников, а для трансформаторов (реакторов) с принудитель ной циркуляцией масла — с применением АВР.
5.3.6. Устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) трансформаторов должны быть в работе в автоматическом режиме. По решению технического руководителя энергосистемы допускается устанавливать неавтоматический режим регулирования напряжения путем дистанционного переключения РПН с пульта управления, если колебания напряжения в сети находятся в пределах, удовлетворяющих требования потребителей электроэнергии.
Не допускается переключение устройства РПН трансформатора, находящегося под напряжением, вручную (рукояткой).
5.3.7. Вентиляция трансформаторных подстанций и камер должна обеспечивать работу трансформаторов во всех нормированных ре жимах.
5.3.8. На трансформаторах и реакторах с принудительной цирку ляцией воздуха и масла (охлаждение вида ДЦ) и на трансформаторах с принудительной циркуляцией воды и масла (охлаждение вида Ц) устройства охлаждения должны автоматически включаться (отклю чаться) одновременно с включением (отключением) трансформатора или реактора. Принудительная циркуляция масла должна быть непре рывной независимо от нагрузки. Порядок включения (отключения) систем охлаждения должен быть определен заводской инструкцией.
Не допускается эксплуатация трансформаторов и реакторов с искусственным охлаждением без включенных в работу устройств сиг нализации о прекращении циркуляции масла, охлаждающей воды или об останове вентиляторов.
5.3.9. На трансформаторах с принудительной циркуляцией воз духа и естественной циркуляцией масла (система охлаждения Д) элект родвигатели вентиляторов должны автоматически включаться при достижении температуры масла 55 °С или номинальной нагрузки независимо от температуры масла и отключаться при понижении температуры масла до 50 °С, если при этом ток нагрузки менее номи нального.
Условия работы трансформаторов с отключенным дутьем должны быть определены заводской инструкцией.
5.3.10. При масловодяном охлаждении трансформаторов давление масла в маслоохладителях должно превышать давление циркулирую щей в них воды не менее чем на 0,1 кгс/см2 (10 кПа) при минимальном уровне масла в расширителе трансформатора.
Система циркуляции воды должна быть включена после включения рабочих масляных насосов при температуре верхних слоев масла не ниже 15 "С и отключена при понижении температуры масла до 10 °С, если иное не оговорено в заводской технической документации.
Должны быть предусмотрены меры для предотвращения замора живания маслоохладителей, насосов и водяных магистралей.
|